Вашему вниманию предлагаются следующие заметки, статьи и интервью:
- Рецензия на альбом «Набело»
- Рецензия на альбом «Селеновые выпрямители»
- Рецензия на альбом «Коровье тесто»
- Интервью флейтистки Ольги Волковой журналу «Петербургский музыкант»
- День космической акустики (Юлия Белова, Илья Семкин и группа «Одинокий летчик» в клубе «Манхэттен»)
- Обзор MC: Одинокий лётчик «Кассета для Кати»
- Обзор MC: Катя Гуцал «Обнажённая»
- Виктор Джалилов. Поколение дворников и сторожей.
- Музыка — это некое «донкихотство»... Интервью с Виктором Джалиловым (группа «Одинокий Лётчик»)
- Виктор Джалилов (группа «Одинокий летчик»): «Сейчас ноты периодически сами падают на гриф»
- Интервью Виктора Джалилова газете «На Дне»
- «Коровье тесто» от «Одинокого лётчика»
В прошлом году двое из нынешних участников группы ОДИНОКИЙ ЛЁТЧИК — гитарист и вокалист Виктор Джалилов и флейтистка Ольга Волкова — записали на кухне демо, которое получило некоторое распространение, и в связи с этим было объявлено группой альбомом под названием «Ледяной Том». Похоже, музыкантам всё же захотелось серьёзнее поработать над этим материалом. И вот появился альбом «Набело», записанный уже полным составом, то есть вместе с мультиинструменталистом Игорем Ковтуновым. Большая часть песен здесь — новые, более уравновешенные версии тех, что у же были в «Ледяном Томе».
Одно из достоинств ОДИНОКОГО ЛЁТЧИКА состоит в том, что, дорвавшись до мидиклавиатуры и прочих современных технических ухищрений, музыканты этой группы умудряются всеми этими штуками пользоваться очень деликатно, не злоупотреблять. Электроника для Виктора Джалилова сотоварищи — только способ добавить немного новых красок в акустическое звучание. То есть группа продолжает разрабатывать всё ту же жилу — фолк-рок с использованием интересных стихов не только Виктора, но и других авторов, представителей разных эпох и культурных формаций. Весь альбом «Набело» исполнен очень спокойно, эмоции не исчезли, а перешли в какое-то новое качество. Уже первые две песни, «Пограничное Время» и «Всё Предсказано» (в «Ледяной Том» не входившие), именно вдумчивостью отличаются от своих концертных версий. Песня «Клоп» — очередное обращение к творчеству советского поэта Мусы Джалиля — из тех, что были в «Ледяном Томе», но в новом варианте она украшена замечательной партией мандолины. Сама же песня «Ледяной Том» теперь напомнила мне по настроению и даже немного по звуку альбом Джимми Пейджа и Роберта Планта «No Quarter» - и это притом, что музыканты ОДИНОКОГО ЛЁТЧИКА даже не пытаются казаться виртуозами. Одна из лучших композиций альбома «Эстрадная Архитектоника» (на стихи Вадима Шершеневича) от старой версии отличается мало, разве что качеством записи, но это не так уж и важно, ведь мелодия её сама по себе очень красива. Также не особо кардинально изменились и «Колыбельная», и «Существо» (песня Александра Юрченко, харьковского приятеля Виктора). А вот написанная на стихи Алексея Хвостенко «Зря» приобрела более психоделический привкус.
Завершается «Набело» также двумя песнями не из «Ледяного Тома». «Стрикки-Сфтепли» — совместное сочинение Виктора Джалилова и Игоря Ковтунова, а в записи участвовала флейтистка и вокалистка из группы ЧЧ Марал Чиковани. «Мы Жили Так Вместе» — песня ещё одного харьковского знакомого Джалилова, ныне покойного Александра «Куба» Кубышкина.
Автор: Игорь Лунев опубликовано 07 сентября 2007, 12:38
Вот он — прекрасный пример по настоящему свободного творчества. Пока толпы музыкально озабоченных человечков разных возрастов вовсю стараются казаться профессионалами, а то и, того хуже, соответствовать неким «форматам», участники группы ОДИНОКИЙ ЛЁТЧИК, не будучи виртуозами игры на инструментах, не заморачиваясь с поиском каких-то там студий, собираются и записывают в домашних условиях нечто по меньшей мере весьма оригинальное. Дело тут не в стилистике, не в музыкальном новаторстве, а в этой самой свободе, с которой люди занимаются любимым делом.
Группа ОДИНОКИЙ ЛЁТЧИК когда-то базировалась в Харькове и играла нормальный такой русский рок, немного грязноватый, немного психоделический и с интересными текстами. От того состава сейчас остался только лидер — певец, декламатор, ритм-гитарист, автор и генератор идей Виктор Джалилов. А группа уже несколько лет как питерская. Впрочем, ещё один участник проекта, Игорь Ковтунов и раньше некоторое время играл в ОДИНОКОМ ЛЁТЧИКЕ на гитаре, но потом долго не появлялся в рядах группы. Сейчас же он играет в основном на мандолине, хотя при записи альбома брался и за гитару, и за перкуссию, и за рожок, а также выполнял работу «инженера по звуку» (как написано на вкладке к диску), при котором Джалилов состоял «звуколаборантом». Также в группе играет теперь флейтистка Ольга Волкова, кроме этого участвующая ещё в нескольких питерских проектах. Таким образом, основа музыки нынешнего ОДИНОКОГО ЛЁТЧИКА — прозрачный акустический фолк-рок, мелодичный и проникновенно исполняемый, а уж вокруг этого…
Если предыдущий альбом ОДИНОКОГО ЛЁТЧИКА «Ледяной Том» был вообще записан на кухне при помощи одного микрофона, то «Селеновые Выпрямители» — результат более кропотливой студийной работы, хоть и проделанной в домашних условиях. Впрочем, объединяет две эти работы нечто для «русского рока» нехарактерное: в том, чем занимается группа ОДИНОКИЙ ЛЁТЧИК, детской игры не меньше, чем душевной боли и пафоса. В первой песне — «Коровье Тесто» — голос Виктора звучит под аккомпанемент мандолины и далёких хоровых распевок, сама же песня настраивает слушателя на некую шизоидную отрешённость и на странный симбиоз предельной конкретики и абсурдизма. За ней следуют лирический марш на стихи Мусы Джалиля «Влюблённый И Корова», проникновенный вальс с очень красивой мелодией «Отпустило, Отхлынуло», написанный харьковским автором-исполнителем Александром Юрченко, и почти панк-рок «Свинки В Конце Лета» на стихи трагически погибшей в 2003 году Кати Гуцал. Ещё один опус с текстом Мусы Джалиля — «Волки». Если во «Влюблённом И Корове» музыка только подчеркнула добрый юмор, заложенный в стихотворении, то здесь участники группы сумели своими фолково-психоделическими изысками вывести текст в какое-то новое пространство. Песня под названием «Ля-Ля-Ля» (текст Романа Ростовцева) украшена детским хором, а также в ней очень уместна непрерывная партия флейты. «Даром, Что…» (вновь с текстом Кати Гуцал) — самая депрессивная в альбоме. Правда, в музыке и в интонациях Виктора слышится, скорее, не депрессия, а печаль. Ещё одна композиция Александра Юрченко — «Существо» — есть и в альбоме «Ледяной Том», здесь же представлена в инструментальном варианте с солирующей флейтой. В песне «Сны Зигмунда Фрейда» (текст опять-таки Романа Ростовцева) к фолк-року примешиваются окологотические настроения. Она словно бы выводит на композиции, полностью сочинённые самим Джалиловым. «Двеминутыгимн» кажется каким-то странным эпосом, в котором текст почему-то состоит из отдельных ярких образов, связанных между собой почти на подсознательном уровне. «Возвращение Солдата» — тоже по своему эпична, но по настроению ближе к «Коровьему Тесту». Атмосферно-медитативная песня «Степи» исполняется а капелла, хотя её можно вообразить и сыгранной в манере ранних PINK FLOYD. Лаконичная «Не Найти Такой Земли», напротив, яростна и пронзительна. Завершает альбом композиция, которая по прихоти его создателей и дала ему название — «Селеновые Выпрямители». Под меланхоличный гитарный перебор Виктор произносит числа из некой таблицы, а в перерывах откуда-то возникают голоса… Чьи? Наверно, кое-кого из тех, кто оставили следы в душах музыкантов.
Автор: Игорь Лунев опубликовано 24 августа 2007, 10:42
В зависимости от настроения сольный альбом Виктора Джалилова «Коровье Тесто» можно рассматривать как своего рода дополнение к альбому «Селеновые Выпрямители» группы ОДИНОКИЙ ЛЁТЧИК или как самостоятельное произведение… Чего? Ну, допустим, искусства. Восемь из семнадцати треков — версии композиций именно с последней на сегодня работы ОДИНОКОГО ЛЁТЧИКА, то есть собственно «Коровье Тесто» (в четырёх вариантах), «Степи» (в двух вариантах), «Селеновые Выпрямители» и «Двеминутыгимн». Остальные опусы также вполне могли бы оказаться в том альбоме.
Я не случайно в самом начале обзора заговорил о настроениях. Альбом «Коровье Тесто» — результат нескольких спонтанных порывов его автора сделать что-то «здесь и сейчас», не тратя время на репетиции и студийные бдения. Записи производились Виктором у себя дома на примитивной бытовой аппаратуре и практически не подвергались последующей обработке. Так что результат этот на любителя, что, вообще-то, скорее хорошо. Разные эффекты, кстати, Джалилов осуществлял тоже вручную — то плёнку магнитофонную пальцем подкрутит, то ещё что. Вообще, многое, чем Виктор занимается как в ОДИНОКОМ ЛЁТЧИКЕ, так и в других проектах, отличается внутренней красотой и душевностью, но при этом чаще всего носит несколько анархический характер. Даже в этом практически в одиночку сделанном альбоме Виктору скучно быть просто автором-исполнителем, поющим песни под гитару.
Одна из лучших песен этого альбома — «Малена», музыку к которой сочинил экс-гитарист группы ПАСХАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ Сергей Кондратьев. И текст её — один из лучших текстов Джалилова, которые я слышал. Вот её очень бы хотелось услышать в аранжировке нынешнего состава ОДИНОКОГО ЛЁТЧИКА. Также стоит отметить и такие опусы как «Всякому Всякое» и коротенький «Романс», а также «Письма Издалека» на стихи Кати Гуцал и «Игры В Перевёртыши», написанный Виктором в соавторстве с Аней Никогосян и исполненный дуэтом с ней же. Забавно, что название этой песни как бы иллюстрирует и всё настроение альбома — концепции-то как таковой здесь нет. Да и не всегда она очень-то нужна, концепция-то.
Автор: Игорь Лунев опубликовано 06 августа 2007, 11:11
источник: журнал «Петербургский музыкант», январь 2007
Флейтистке Ольге Волковой не приходится жаловаться на невостребованность. В разное время она играла с такими авторами-исполнителями, как Александр Филин, Марина Сабунаева, Вадим «Чёрный Лукич» Кузьмин, также была она участницей группы «Голландия», с которой записала концертный альбом. Сегодня игру Ольги можно услышать в коллективах «Ксенофобия», «Берегите тепло» (проект Анастасии Дубовой) и «Драконь» (проект Екатерины Ачиловой). Периодически она сотрудничает и с другими музыкантами.
— Ольга, давно ли ты играешь на флейте?
— Я начала играть на флейте с семи лет. Родители отдали меня в районную музыкальную школу, а впоследствии я перешла в лицей искусств «Санкт-Петербург». Первые полтора года я играла на блок-флейте, а когда появилась возможность купить флейту Бёма, стала учиться играть на ней. Выбор именно флейты в качестве инструмента сделали за меня, скорее, родители. Если честно, в течение всех лет учёбы я так и не смогла полюбить свой инструмент. После ухода из музыкальной школы я не играла на флейте 7 лет. В 2002 году я познакомилась с одной известной питерской скрипачкой и благодаря ей неожиданно для себя поняла, что флейта может стать твоей второй половинкой. Я вновь стала заниматься, сочинять музыку, начала играть в нескольких питерских группах, и теперь уже не представляю себя без этого инструмента.
— Играешь ли ты ещё на каких-нибудь духовых инструментах?
— Как я уже говорила, я умею играть на блок-флейте. Но, откровенно говоря, я не очень люблю звук блок-флейты. Кроме того, её звучание не очень подходит для самовыражения в тех стилях, в которых я играю сейчас. Я играю на ирландской флейте, на окарине, на флейте Пана но, в основном, предпочитаю поперечную флейту, поскольку её возможности гораздо шире.
— А какая у тебя сейчас флейта?
— Сейчас у меня флейта французской системы американской фирмы Armstrong, 1996 года выпуска. Эта фирма не слишком популярна у профессиональных флейтистов, в отличие от Yamaha или Muramatsu, но пока меня вмоей практике всё устраивает. Я купила её подержанной в 2004 году у флейтового мастера по совету Лены Белкиной, флейтистки группы «Ступени». В среднем, такой инструмент стоит около 700-800 долларов, однако мне повезло, и мне она обошлась в 250 долларов.
— Какие достоинства и какие недостатки есть у этого инструмента?
— У этой флейты достаточно неплохая механика и очень красивый, глубокий звук в нижнем и среднем регистрах. Но, с другой стороны, она изготовлена не из серебра, а из никеля, поэтому на высоком регистре звук становится несколько сиплым и свистящим. К тому же, на некоторых нотах высокого регистра она не строит, «низит». И поскольку со своим инструментом я уже практически одно целое, то я использую маленькие хитрости: меняю положение губ, положение самой флейты, направление потока воздуха, такими способами достигая гораздо лучшего звучания. Примерно раз в полгода я отношу флейту мастеру, чтобы он осмотрел её, проверил подушечки, клапаны, положение пробки головки. С другой стороны, в последнее время я понимаю, что некоторые технические недостатки моего инструмента значительно ограничивают меня в различных приёмах. Нарпимер, «тяжёлые» клапаны не дают мне ой беглости, которой бы хотелось. Но пока что у меня нет возможности сменить инструмент.
— А ты много сменила флейт?
— За всю жизнь у меня было только две флейты — вылеупомянутый Armstrong и моя первая серебряная флейта «Лира» ленинградского завода музыкальных инструментов. Играть на этой флейте было очень сложно из-за довольно топорной механики. Изначально у неё были очень плохие подушечки, клапаны плохо крыли, нижний регистр вообще был чем-то недосягаемым. Правда, «Лира» до сих пор лежит у меня дома на полке как память.
— Есть ли какой-то инструмент, который ты хотела бы приобрести в будущем?
— Я пробовала играть на флейтах фирмы Yamaha. Конечно, с моей флейтой они ни в какое сравнение не идут. Такое ощущение, что Yamaha сама по себе играет, а ты только ей немного помогаешь. Например, серебряная флейта Yamaha 471 с открытыми резонаторами во многом за счёт материала обладает чистым звуком во всех регистрах. На ней гораздо легче играть быстрые, стремительные вещи, поскольку клапаны очень удобно расположены, такую флейту приятно держать в руках, тем более играть на ней. Я надеюсь, что я в ближайшее время смогу приобрести такой инструмент или хотя бы инструмент примерно такого уровня.
— Какие микрофоны ты предпочитаешь использовать на сцене и в студии? Есть ли у тебя собственный микрофон?
— Бывали случаи, когда я в творческом порыве вообще отклонялась от стойки с микрофоном, либо врезалась в микрофон лбом. Поэтому с самого начала моей музыкальной деятельности я мечтала о специальном флейтовом микрофоне, который надевается на верхнее колено флейты — головку. В Петербурге такой микрофон мне найти не удалось, поэтому пришлось отправиться в Москву и купить его там в магазине «Музыкант» за 3000 рублей. Это микрофон MS-100 фирмы Suzuki. Его можно использовать как для флейты Бёма, так и для других флейт и даже для губной гармошки за счёт сменных креплений.
Беседовал Игорь Лунев
Я не случайно отметил уже в заголовке всех, кто выступал в клубе «Манхэттен» в день, который всем жителям бывшего СССР помнится, как День космонавтики. На этом акустическом концерте, проходившем в рамках постоянной клубной акции «Серединки с Женей Глюкк», не было разогревающих и хэдлайнеров, что уже само по себе приятно. Приятно также и то, что такие концерты вообще в Питере хоть иногда и хоть где-то проходят на приличном аппарате. Народу на них все равно приходит сравнительно немного, но в данном случае важно, что кто-то готов хорошо работать, не рассчитывая, например, на серьезную прибыль с бара. Ну, а в «Манхэттене» в этот вечер, может быть, аншлагом и не пахло, но все же было достаточно внимательных слушателей. А сам концерт произвел весьма цельное впечатление, несмотря на то, что на одной сцене были собраны формально очень разные исполнители.
Первой выступала гостья из Москвы Юлия Белова. Ей было тяжелее, чем другим, по ряду причин. Ну, во-первых, она на сцене была одна (голос, гитара — вот и все выразительные средства), во-вторых, большая часть публики с ее песнями до сих пор знакома не была, в третьих, сами песни практически лишены хоть какой-то развлекательности. А народ у нас, увы, чаще всего ходит на любые концерты именно развлекаться. Большинство же исполнителей обычно говорят даже об очень серьезных душевных движениях при помощи всевозможных метафор и прочих поэтических приемов, пытаясь подкрепить по мере возможностей свои тексты запоминающимися мелодиями, аранжировочными изысками или театральными эффектами. Что само по себе и неплохо, хорошо даже, но не исключает и других способов коммуникации между людьми. Юлия обращается к каждому слушателю напрямую. В песнях ее четко обозначена христианская направленность, но это не морализаторство и не абстрагированные от реальной жизни формальные религиозные излияния. Каждая ее песня — это как бы разговор, понятный любому из тех, кто говорит на русском языке. Более того, думаю, что вот эти тексты можно легко перевести и на другие языки. Можно было бы назвать это актуальным искусством, но слово «искусство» здесь не совсем уместно. Что отрадно, публика отнеслась к Юлии без снобизма (а этого, кстати, можно было ожидать) и после выступления многие интересовались ее записями.
Илья Семкин, широко известный в узких кругах на протяжении уже лет семнадцати питерский singer/songwriter, выступает ныне редко. И, похоже, он воспользовался случаем представить публике десять новых песен, написанных, по его словам, за период с конца прошлого года по настоящее время. Над своей однажды сформированной музыкальной стилистикой Семкин вообще экспериментов особых не ставит — это все та же смесь того, что в России многие называют «авторской песней» (как будто все остальные формы песенного жанра наличия авторов не предполагают) и интуитивно воспринятого кантри-рока (при том, что Илья мог бы служить примером настоящего городского романтика). В новых текстах стало больше абсурдизма, забавного и, как водится у Семкина, всегда с оттенком светлой грусти. Как сказал еще один известный деятель питерского андеграунда Я-Ха, «Семкин — на Коэн». Выступал Илья по заведенной им традиции дуэтом со своей супругой Олесей, котрая подыгрывала ему на шейкере. В качестве бонуса к новой программе прозвучала песня «Пластиковый солдатик» из альбома 2004-го года «Конец литературы».
Группа «Одинокий летчик», обретя стабильный состав, звучит с каждым разом все лучше и лучше. И если новые записи ее отличает некоторая атмосферность, то те же самые песни на концерте прозвучали гораздо драйвовей и психоделичней. Похоже, что вокалист и гитарист Виктор Джалилов, мандолинист и перкуссионист Игорь Ковтунов и флейтистка Ольга Волкова сыгрались так, что представить с ними еще какого-нибудь инструменталиста довольно сложно. Хотя представлять разные варианты звучания песен «Одинокого летчика» очень интересно даже во время их прослушивания. Хотя бы потому, что сами музыканты любят экспериментировать и с текстами, и с музыкой, но не в ущерб душевности исполнения. Уж чего-чего, а душевности этой у них всегда в избытке. Не стал исключением и прошедший концерт. Игорь Ковтунов, кстати, стал играть на мандолине очень прилично (раньше он в «Одиноком летчике» был гитаристом, а за мандолину взялся после того, как группу покинул Артем Кифарец, ныне играющий в «Точках над i»). В качестве вокалистки отметилась и Ольга Волкова, с чувством и со значением пропев несколько раз фразу «живые улитки» в композиции, которая, возможно, именно так и называется. По просьбам присутствующих были исполнены, можно сказать, на бис «Сны Зигмунда Фрейда» и «Влюбленный и корова», просто-таки реальный хит на стихи советского поэта Мусы Джалиля. Совпадение большинства букв в фамилиях этого поэта и лидера «Одинокого летчика» вызвало серию ехидных комментариев Ковтунова.
Завершился концерт незапланированным, а потому коротким выступлением оказавшейся среди публики Зинаиды Охтинской — она спела пару песен, воспользовавшись тем, что из Твери так и не приехал четвертый из заявленных участников концерта, Александр Ажмуханов. Впрочем, из-за желания не опоздать на различные виды городского транспорта, публика уже больше спешила собираться, чем слушала. Хотя песни сами по себе у Зинаиды неплохие. Но о них как-нибудь в другой раз. Несколько обломало не только меня, но и многих уходящих с этого концерта то, что стоило ему закончиться, как кто-то из работников клуба врубил (и громко!) какую-то чудовищную попсню. Остается радоваться, что впечатления от выступавших на концерте людей все же несравнимо сильней подобных в общем-то мелких недоразумений.
Игорь Лунев, специально для РокмЬюзик.Ру
Несмотря на то, что «Кассета для Кати» вышла под маркой «Одинокого лётчика», это всё-таки сольный альбом лидера группы Виктора Джалилова. Как я понимаю, при публикации для него было важно не качество звука, а настроение, с которым исполнены песни и стихи. Собственно, что такое «качество звука»? Если автор и исполнитель считает, что он доносит до публики свою основную идею, то технические параметры могут (и должны) отступить на второй план. Из всех своих многочисленных студийных, концертных и просто домашних записей подобного плана (то есть под одну гитару) Виктор выбрал для издания песни, зафиксированные на обычный бытовой магнитофон 30-го июля 2003-го года. Изначально это был просто подарок на день рождения подруге Виктора Кате Гуцал. Видимо, следует сказать для тех, кто не знает, что в свой день рождения 1-го августа 2003-го года Катя погибла. Позже Виктор способствовал изданию её альбома «Обнажённая». Нет ничего удивительного в том, что, предваряя издания своих записей с различными составами, Джалилов предпочёл представить людям именно «Кассету для Кати».
Виктор — человек, исследующий собственные отношения с окружающей действительностью при помощи поэтического творчества. Музыкальная форма для него имеет важное, но всё-таки второстепенное значение. Ничего удивительного в таком выборе нет, удивительно другое — песни Виктора одинаково откровенно и убедительно звучат, как спетые под одну гитару (причём аккомпанемент, как водится, не отличается особой виртуозностью), так и в самых разных аранжировках. И потому, несмотря на яркость ощущений, испытываемых при прослушивании этого альбома, я легко представляю, как с этим материалом работал бы тот или иной состав. Тем более что многие песни с «Кассеты для Кати» не входят в текущий репертуар группы «Одинокий лётчик». То, что делает Виктор — это не некое «искусство ради искусства», автор в данном случае нисколько не чурается своей индивидуальности, хотя и перешагивает за её пределы в лучших своих произведениях.
Не знаю, есть ли смысл в контексте «Одинокого лётчика» говорить о «русском роке», скорее, о российской песенной традиции, в которой органично сочетаются и древние сельские мотивы, и городской романс, и более новые веяния (среди которых, конечно же, и рок). Главное, что объединяет разнородные элементы в песнях Виктора — это искренность и хорошая поэзия.
Игорь Лунев, специально для РокмЬюзик.Ру
Восемнадцатого февраля 2003 года Катя Гуцал напела свои песни и начитала свои стихи на магнитофонную плёнку. Организовал всё это Виктор Джалилов, лидер группы «Одинокий лётчик», а по совместительству архивариус творческих порывов своих друзей и знакомых. В августе 2003 года Катя Гуцал погибла. То, что сейчас вышло на кассете под названием «Обнажённая» — первая часть той февральской записи без каких-либо купюр. Чтобы собрать денег на выпуск скромного тиража, Виктор организовал два концерта, в которых приняли участие он сам, Илья Измайлов, Александр Чернецкий, Чёрный Лукич, группа «ЧЧ», Екатерина Ачилова и другие. В планах выпуск второй кассеты — с тем материалом, который не вошёл в первую.
Горечь, робкие попытки разбавить её иронией, голос, гитара. Язык не поворачивается назвать то, что разворачивается перед слушателем альбома «Обнажённая», трагедией. Да и не альбом это вовсе. Альбом — это что-то продуманное, с выстроенным порядком песен. А здесь иногда кажется, что на размышления просто нет времени, даже простые, чуть грубоватые мелодии как будто не успевают за теми эмоциями, которые послужили поводом для написания песен. Вообще, разве дело в голосе и в гитаре? Разве дело в мелодиях и словах? Вы что, музыки не слышали? Дело-то в том, что в этом мире, в котором вроде бы так много тусовок, клубов, рок-журналов и кризисных служб, в мире, который, как говорят, не без добрых людей, живому человеку бывает некуда податься. В этом мире вообще много чего есть. Только вот лично я знаю, как можно запросто во всём этом разувериться. Хорошо, если найдёшь что-то ещё. А если не найдёшь? В песнях Кати Гуцал нет какой-то изысканной поэзии, музыкально они примитивны, эмоционально тоже небогаты. Катя поёт о том, как она боится этой жизни. ЭТА жизнь и вправду страшная. ЭТИ песни надо слушать не затем, чтобы развлекаться, а затем, чтобы знать КАК БЫВАЕТ. И помнить об этом. Хотя бы иногда. Это вам не под бздение очередного харизматичного рок-поп-джаз-героя трястись. Это другое.
Упаси меня Господь связывать настроение песен Кати с её уходом. Никто, наверное, не вправе делать такие обобщения. Даже если бы она была сейчас с нами, про эти песни я сказал бы то же самое. К тому же я почти не знал её — так, виделись один раз мельком, песни пели в гостях. Но и тогда от её слов под музыку у меня осталось впечатление, которое я здесь вам попытался передать. Простите, если что не так.
Игорь Лунев, специально для РокмЬюзик.Ру
Не найти такой земли, нет! Не найти такой земли, да! ...Такой земли нет!
После почти 10-летнего отсутствия в Харькове «Одинокого Лётчика», в июне в харьковских клубах состоялись целых два концерта. Первый прошел в Клубе любителей русского рока совместно с Сергеем Кочергой («Тихий Уголок»), а второй в Music People Club’е вместе с «Оркестром Че» и «Куба 2.5» (альтернативный состав «Пасхального Шествия»). Первый пришлось смотреть в записи (найти афишу КЛРР на улицах Харькова также трудно, как и сам этот клуб), а вот выступление в Music People Club’е удалось лицезреть вживую.
Странные вещи творятся на свете, надо сказать! Вроде и песни были явно не хиты, да и музыканты играли не очень слажено, но драйв при этом был просто офигенный. Давненько мы не видели такого дружного джема! Джалилову помогали практически все музыканты, выступавшие в этот вечер, выкладываясь при этом на полную катушку.
Впечатление было такое, что и публика, и музыканты в этот вечер дали полный ход своим эмоциям, окунувшись с головой в атмосферу того, что в Харькове становится большой редкостью — в атмосферу ТВОРЧЕСТВА в чистом виде, без малейшей примеси шоу-бизнеса и попсовости.
Мы не специалисты в области парапсихологии, выявления ауры и прочей модной сейчас фигни, используемой для объяснения вещей трудно объяснимых, но с уверенностью можно утверждать, что на сцене в тот момент действительно был зафиксирован небывалый всплеск творческой энергии, эпицентр которой, сидя на стульчике лупил по струнам акустической гитары с такой силой, что казалось, еще немного — и от них ничего не останется.
Размышления над природой аномального подъема уровня драйва в летнее внесезонье натолкнули нас на мысль поискать инфу в сети. Но, — полная жопа... Пусто. Поисковики выдавали кучу сообщений о том, как дворник Джалилов, разгребая мусор на чердаке, обнаружил неопубликованные фотографии Анны Ахматовой — и все... После такой неудачи оставалось одно — тариться водкой и переться в Питер, благо найти там Виктора оказалось не сложно.
Начнем по-порядку. Витя, откуда ты родом и с чего все начиналось?
Родом я с села Кочубеевское Ставропольского края. В двадцать лет поступил в Ставропольский университет, благополучно отучившись один семестр, бросил учебу и в феврале 1991 года с гитарой и сумочкой с любимыми кассетами прикатил в город Харьков, естественно, без ведома родителей. Тыкался — мыкался, в конце концов, мне сказали, что есть в Харькове магазин, где много хороших записей, и назывался он «От винта!». Я его нашел, посмотрел записи, сказал там, что у меня записи гораздо интереснее и их значительно больше и... устроился в магазине работать.
С этой работой мне повезло, потому что туда часто заходили хорошие музыканты и устраивали так называемые «музейники» (так прозвали кваритрники, проводившиеся в Аэрокосмическом музее, где и располагался сам магазин). Я сидел и записывал эти «музейники», и для меня это было просто счастье. Тогда я и познакомился с Юрченко, Смоляком, Кочергой, Кубышкиным, Смирновым и многими другими музыкантами, но сам играть там стеснялся... Никто тогда даже не догадывался, что я вообще умею играть, потому что рядом с этими «монстрами», которым тогда уже было под тридцать, мне неудобно было даже говорить, что я гитару в руках когда-то держал.
Но, рассказывают, «Одинокий Лётчик» появился именно там?
Да, это было ещё в те далекие советские времена, когда за серьгу в ухе на улицах Харькова могли спокойно сломать нос. Однажды у нас был какой-то юбилей этого музея, мы там «крепко» с музыкантами отмечали, и на нас с Чижом нацепили какие-то летные шлемы из музея летчика испытателя Гризодубова, все это снималось на пленку, и в титрах к любительскому фильму написали: «Призрак одинокого лётчика — Виктор Джалилов». Потом, когда я записал потихоньку несколько сольников под гитару на магнитофон «Маяк», то подписал их как «Одинокий Лётчик». Вот так и родился этот псевдоним. В процессе записи нашелся басист Леша Хомяков, который и живет сейчас, также как и я, в Питере и иногда играет. Потом появился гитарист Сережа Лавренко, тогда ему было лет шестнадцать (сейчас Лавренко играет в «Куба 2.5»). Потом у нас появился трубач — Вовка Полухов (который и сейчас играет в «Пасхальном Шествии») и еще барабанщик. Вот в таком составе мы и играли в Харькове.
Как ты оказался в Питере?
В 1997 году я уехал из Харькова. Сначала на юг, в Ставропольский Край, а затем на Север, сюда в Питер. Здесь в плане музыки все оказалось далеко не так все просто, как представлялось сначала. Долго ходили мы с гитаристом Игорем Ковтуновым по клубам, пытались где-нибудь поиграть. Нас спрашивали: «Что играете, откуда вы? Рок? Из Ставрополя? Да, знаем мы, что такое ставропольский рок...» Я и сам то не знаю до сих пор, что такое ставропольский рок!
Потом, абсолютно случайно встретил на улице Олега Гаркушу, подошел к нему и дал ему свою кассету. Скоро он мне позвонил и сказал: «Классно! Делаем сольный концерт!» Вот так и состоялось мое первое выступление в Питере, на которое пришло-то пара наших друзей .
Но известность-то все же пришла?
Я очень долго пытался разыскать тут в Питере своих знакомых, пытался встретиться с Чернецким, который тогда уже тут жил. В конце-концов, через Женю Глюкк, которая работала на радио «Рокс», после долгих уверений, что я не идиотский тусовщик, желающий пообщаться со своим кумиром, а действительно разыскиваю своих знакомых в этом городе, Чернецкому был передан номер моего телефона, мы созвонились, и я просто пришел повидаться с ним на концерт «Разных людей». А Саня повесил на меня свою гитару перед своим концертом и я, уже для полного зала, спел несколько своих песен. Вскоре, я еще раз выступил перед концертом «Разных людей», и уже после этого на меня обратили внимание, начали угощать пивом, и, с помощью новых знакомых и друзей мне удалось устроиться на работу. Вот только тогда я уже смог по-человечески жить в Питере и иногда выступать в клубах. Так здесь все начиналось.
А что за история с неопубликованными фотографиями Ахматовой?
Работал я дворником. Работал, работал, находил всякие интересные вещи. Чего только не найдешь в питерских мусорниках, а особенно в нашем районе! Семейные фотоархивы конца 19-го века, замечательные фотографии города, открытки и пр. У меня даже мысли не возникло предать все это огню. Однажды пришла подруга Маша, журналистка, которой нужен был уже на следующий день сногсшибательный материал для статьи, чтобы устроиться работать в газету. Вот я и посоветовал ей написать о ненужных никому фотографиях Ахматовой, Растроповича и прочих хороших людей, которые я нашел. Она написала. Прошло несколько дней, и начали мне звонить — из «Комсомольской правды», с телевидения, — сразу с нескольких каналов, ну и понеслось. Короче, резонанс был довольно серьезный, но самое интересное, что после всего этого появился Борис Шварцман из Бостона, чьи фотографии я спас. Он приезжал в Питер по своим делам, но не поленился меня разыскать и познакомиться лично.
Потом он писал, что очень рад, что фотографии нашел именно дворник. «Раз уж дворник в этой ситуации оказался самым интеллигентным человеком, значит, в России за это время ничего не изменилось». Пригласил меня к себе в гости. Он очень интересный человек, — был знаком с Ахматовой, Довлатовым, Растроповичем. Оказалось, что он устраивал первые концерты Булата Окуджавы в Ленинграде, он мне даже подарил гитару, на которой когда-то играли такие музыканты как Окуджава, Галич, Ким, Хвостенко, и еще гору старых пластинок, тоже очень интересных. Вот такая история со мной приключилась.
С кем ты сейчас играешь?
Есть такой очень хороший музыкант — гитарист Игорь Ковтунов, он же и на мандолине играет. Мы сним с самого детства знакомы. Есть Оля Волкова — флейта, тоже очень хороший музыкант. Нельзя сказать, что мы во всех музыкальных аспектах единомышленники, у нас в группе скорее работает принцип дополнения друг друга. Оля, ближе к лирике, а Игорь её уравновешивает своей просто сумасшедшей игрой на мандолине. Ну а я, — где-то посредине .
С чем у тебя ассоциируется Харьков в музыкальном плане?
В первую очередь — это конечно Юрченко, Смоляк, Кочерга, Чернецкий, Кубышкин, Ольга Печенова, Юля Саборанская. Из молодых, — очень нравится «Оркестр Че» и Вадим Волков (поэтическое объединение «ПОСТ»).
Вообще, я постоянно прослушиваю в записи многие и харьковские, и питерские команды. К сожалению, очень мало чего среди них можно выделить. Слушаешь — вроде бы и играют здорово, и тексты хорошие, но такое понятие как формат — все поганит. Ведь группы «Би-2» и «Мумий тролль» уже существуют, и существуют уже давно. Ну, зачем, спрашивается нам еще один Мумитроль? Лагутенко поет уже не одно десятилетие, зачем его дублировать, превращать в штамп? Когда на сцене начинается банальное подражание своим кумирам или просто предшественникам — это перестаёт быть интересным.
Мне очень понравилась в этом году Харьковская публика, в плане восприятия того, что мы поём. Складывается такое впечатление, что в Питере народ уже перенасытился избытком рок-клубов и постепенно теряет интерес к клубной музыке. А в Харькове реально чувствуется подъем клубного движения.
И еще я очень, очень благодарен всем музыкантам, которые поддержали моё выступление в Харькове и играли вместе со мной. Огромное спасибо Кочерге, Савенко (Сова), Морозову, Полухову, Саборанской, Проскурину, Девяткину. Мне кажется, что ребята сделали там больше, чем я. Сам я получил огромнейшее удовольствие от этого выступления. Пальцы у меня уже потихоньку заживают. Честно говоря, было такое состояние, что, казалось, после такого концерта было бы и помереть не жалко. Испытываю просто огромную радость и гордость, что получилось так вот сыграть.
Тонущие ждут, ждущие бредут... С ними навсегда — ясная звезда.
PS
Не пытайтесь слушать «Одинокого Летчика» в записи, это не даст вам возможность получить представление о живом выступлении. По-видимому, сам Джалилов — из разряда тех «шаманов», общение с которыми идет на многоплановых уровнях, — тексты и музыка являются лишь частью смысловой нагрузки, остальное передается только «вживую» и на уровне подсознания. Но, — ЭТО, уже тема не для журналиста, а для парапсихолога...
Беседовали и размышляли: Розовые Слоники
Использованы фотографии Зины Юн с концерта в «Камчатке».
Небольшая комната несуразного «корабля», заваленная различным утилитарным хламом, с окном, выходящим на стандартный осенний питерский двор, мерно посапывающий кот, не обращающий ни малейшего внимания на присутствующих... — моё жилое пространство. Еле слышно меланхолично шуршит диктофон, пенится «Ленинградское», рядом со мной сидит приятный культурный человек в оранжевой рубашке — Виктор Джалилов, которого многие могут знать как Одинокого Лётчика, подле которого покоится в чехле кротко сохраняющая молчание гитара, что через пару часов превратится в одного из главных участников квартирника.
Все, кто имел возможность общения с ним, знают, что он очень хороший рассказчик. Мне выдалась уникальная возможность встретиться с Виктором, а вам — ознакомиться с результатом нашего разговора.
— Самый тривиальный и, наверное, уже успевший надоесть вопрос. Как появилось название?
— Жил я в 1993 году в городе Харькове и работал в рок-магазине «От винта!». Записывал там различные кассеты. Сейчас это называется пиратством, но раньше подобного понятия как такового не существовало: рок-музыку было не купить, а это всё из моей коллекции. Это был скорее рок-салон, так как там проводились различные квартирники, в частности Чернецкого, Чижа, Смоляка, Юрченко и других монстров, а я сидел с магнитофончиком и делал записи их выступлений.
Была годовщина «От винта!», организовали великую посиделку, которую снимало местное телевидение. Меня и Чижа нарядили в костюмы лётчика-испытателя Гризодубова, так как магазин находился в подвале авиакосмического мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых. Я ходил, мелькал перед камерой, разливал водку. Из трёх или четырёх часового материала впоследствии сделали получасовой фильм (у меня, кстати, это всё сохранилось; очень редкая запись), в титрах которого начеркали: «Призрак одинокого лётчика — Виктор Джалилов». Вот, в принципе, и всё.
Группы никакой не было, а у меня к тому времени накопилось некоторое количество песен, которые никому особенно не показывались (стеснялся), и решил дома на магнитофончик всё это запечатлеть. В 1994 году было осуществлено; в процессе записи познакомился с соседом через подъезд, который стал басистом. У нас организовался первый состав, состоялся первый концерт, и уже действительно была группа в прямом смысле. Вот и всё.
— Можете ли сказать, что Ваши песни не только отражение собственного внутреннего мира, но всего мира в целом?
— Да, наверное. Сложный вопрос, честно говоря. Я же воспринимаю каким-то образом этот мир, сквозь свою призму всё пропускаю, какие-то интонации добавляю. Замечу, не все песни на мною писаные стихи, например, на стихи моих друзей, которые олицетворяют данный мир. Каждый человек — вселенная...
— Какое самое главное открытие сделали для себя, занимаясь музыкой?
— В общем-то, никакого открытия для себя не сделал. Я примерно лет с четырёх-пяти был уверен, что буду этим заниматься, и просто позже приобрёл навыки. Были какие-то песни в тринадцать лет или раньше; это были песни, да, но я не умел их играть, не владел инструментом, но там была изначально музыка, некая мелодия, я знал их наизусть, про себя напевал часто. Потом взял гитару и буквально через два-три месяца уже записал типа альбомчика, который у меня тоже сохранился. Никакого, повторюсь, открытия, в общем-то, не было для меня сделано.
— Должен ли исполнитель нести ответственность за то, что делает? Почему?
— Думаю, нет: тогда придётся замолчать, хотя, молчание может в свою очередь потом отразиться на ком-либо из людей. Если об этом думать, не стоит вообще что-то делать.
— Что собой представляет Ваш лирический герой?
— А у меня есть в песнях лирический герой? Можно было об этом подумать лет десять назад, но людям свойственно меняться, и мой герой становился другим. Когда сейчас начинаю петь на концерте песни разных периодов, думаю, либо он (этот герой), допустим, в трёх лицах един, либо безлик. Складывается впечатление, будто разные люди написали. Не могу прямо ответить на этот вопрос.
А ты послушай ещё несколько раз и ответить, может быть, лучше выйдет. Со стороны, возможно, это гораздо виднее. О лирическом герое, честно, особо не думал никогда. Я не такой уж лирик на самом деле.
— А в жизни какой Вы герой?
— Саша Чернецкий когда-то сказал о том, что музыка — это некое «донкихотство». Очень правильно сформулировал. По роду своей службы (я работаю дворником) странно представлять себя романтиком. Романтический дворник!
Мои близкие могут сказать об этом.
— То есть, как Портос говорил: «Я дерусь, потому что я дерусь».
— Да. Допустим, совершаю некий поступок, следом — второй, третий и т.д. А потом, представляешь, сижу и суммирую: вот интересно, какой я на самом деле. Думаю, у меня там рядом Пряжка (река такая) находится, так прямо к ней идти можно, если настолько копаться постоянно в себе.
Внятного мало сказано.
— Считается, что самое трудное в актёрской и музыкальной профессии — ожидание. Согласны?
— Полностью. Допустим, на данный момент я жду — не дождусь, когда же мы приступим к записи альбомчика. А когда мы его сделаем, тогда возникнет самое трудное — ожидание, когда же я сделаю то, что ж я сделаю потом. Вот как.
— Жизнь есть большое ожидание.
— Конечно. Я жду сегодняшнего концерта, например. Как всё пройдёт? Надеюсь на удачное выступление. Давай к следующему перейдём, а то ведь как заговорюсь.
— Есть какие-нибудь особенные места в нашем городе, в которых к Вам обязательно что-то приходит, что-то вдохновляющее?
— Таких мест не имеется, и никогда до этого не имелось, где бы меня озаряло (слово какое озорное). Два раза в одном и том же не случается подобного, как снаряд не падает... То на работе придёт, то в трамвае строчка развесёлая родится, обрывок мелодии, пытаешься его запомнить, а после хватаешь гитару, и живой звук начинает тебя коробить, потому как всё плохо, на самом-то деле в голове по-другому звучало, но таких аккордов не существует, принимаешься судорожно их искать, приступаешь к переписыванию, дополнению этой несчастной строчки... Это хаотично, сроков определённых нет, тем более мест.
— Какое время года является близким Вашему сердцу? Чем именно?
— Лето, наверное, летние каникулы. Нелегко, правда, сосредоточиться, но оно более всего по нраву мне, так как человек я южный, очень тяжело переношу местный климат. Но теперь, когда приезжаю на Ставрополье в августе, практически невыносимым становится +40, это ад просто, но я согласен и на эту температуру, главное, чтобы не -20-30.
— Некогда А.Васильев («Сплин») в одном из интервью сказал по поводу помощи начинающим музыкантам следующее: «Талантам не надо помогать. Достаточно того, чтобы где-то там сказал, что это тебе нравится, и это самая лучшая помощь, и больше ничего делать нельзя». На ваш взгляд, возможно ли в наше время пробиться молодым, полагаясь лишь на собственные силы?
— Думаю, не хватит. Если у человека имеются возможность, желание, почему бы не протянуть руку, не понимаю подобных принципов. Допустим, есть очень хороший ансамбль, который играет лишь по квартирам, коллектив не может даже сам себя оценить. Времена рок-клубов прошли, и они не могут попросту попробовать силы на аудитории большой, они не могут быть услышанными. А кому-то это сделать в общем-то легко.
Шевчук когда-то говорил, мол, молодые ребята, приезжайте со всей страны, поможем. Одни ребята съездили в своё время из Харькова — Шевчука не нашли, никто не сказал, где он есть. Может быть, что-то и было, чего я не знаю.
Саша Литвинов (Веня Д'ркин), человек, при жизни которого знали многие, заболел тяжело, элементарно нужны были деньги, не заоблачная сумма какая-то — человек умер, и никто из этих великих в общем-то до сих пор о нём и не слышал. Это культовая фигура, это одна из вершин творчества как такового ушедшего века. Деньги Д'ркину в большей мере собирал Саша Непомнящий, которому год назад также собирали на лечение. Чуть позже о беде узнал Шульгин , он пытался какие-то там денежки дать, но было уже поздно, шёл необратимый процесс, Веня был болен лейкемией — он скончался в возрасте двадцати девяти лет, в самом расцвете. Ведь могли бы помочь, кто располагал средствами, а собирали их такие же люди, как и сам Д'ркин, которые их в принципе не имели и не имеют.
— Не секрет, что многим музыкантам помимо занятия любимым делом приходится работать, дабы обеспечить себя всем необходимым. Думаю, последующий вопрос даже не требует огласки.
— Да почти всем. Я практически не знаю музыкантов, которые бы не нуждался в этом. В последнее время, вроде бы, Дима Кузьмин «Чёрный Лукич». Он же приехал устраиваться в котельную, где я работал, даже учился уголёк бросать, но что-то не получилось с документами, и он устроился, по-моему, на Кировский завод или ещё куда-то, чтобы была возможность отпрашиваться... Сейчас, на сколько я могу знать, он может не работать. Это радует, что человек, чьи записи я слушал, ещё учась в школе, человек, которого знает вся страна, может не работать на заводе, а заниматься музыкой исключительно.
Я знаю очень многих музыкантов, но кто из них не работает, понятия не имею. Группа «Ч.Ч.» — ярчайший пример: три человека в семье, и все кочегары. Я работаю дворником. Игорь Ковтунов, который играет у нас на мандолине, сейчас зарабатывает кочегаром также, Оля Волкова, наша флейтистка, тоже работает.
Естественно, надо кушать. Понимаешь, мы пошли, дали концерт, получили в самом лучшем случае рублей по двести-триста на человека и играем концерты несколько раз в месяц. Это смешно, мне же на струны даже не хватит. Если бы занимались только музыкой, то столько бы всего сделали, ведь катастрофически не хватает времени: все заняты поисками денег, чтобы как-то жить, тем более что почти все приезжие.
— В 2000 году «Одинокий Лётчик» совместно с «Пост Фактором» (Зеленокумск) представили двухчасовую музыкально-театрализованную программу «О нас в чёрном и о нас в белом». Не могли бы подробно рассказать, что представлял собою этот результат сотрудничества?
— Боже мой, а откуда ты знаешь об этом? Подробненько выльется часа в полтора, лучше вкратце. Постараюсь вложиться в минут несколько. Где ты откопал это всё?
Значит, играли мы на фестивале толи в Будённовске, толи в Георгиевске (это всё юг, Ставропольский край) в 1999, где также выступала группа «Пост Фактор». Месяца через два-три, а возможно, и через полгода нам позвонили ребята из коллектива «Пост Фактор», и сказали, что они хотели бы сделать театрализованное шоу, и чтобы мы все там поучаствовали. Нашёлся спонсор, который готов был заплатить большие деньги. Интересно. Отправились, познакомились поближе, послушали песни. Посмотрели, какой там прекрасный барабанщик (у нас-то не было): барабанщик, который слушает слова, когда играет, вообще редкость, даже барабанщик, знающий названия песен, уже уникальность. Сделали афиши огромные: «Уникальные лазерные технологии...», предвещавшие нечто великое, чего в крае ещё не было. В итоге, прибыли в Зеленокумск, проторчали там недели три.
Впервые признаюсь в одном кошмаре, мне в Зеленокумске больше появляться нельзя: смотрю на афиши, и глаза у меня всё шире и шире становятся, так как группа «Одинокий Лётчик», написано, из города Санкт-Петербург (я жил в Харькове, а потом небольшой промежуток времени на юге). Я был в Питере раза два всего проездом много лет назад, но ничего даже не помню. Ответили: «Ну, для рекламы». «Вы Харьков бы для рекламы написали, — говорю. — На кой же черт С-Пб?». Я все эти три недели выдавал себя за жителя этого города, общался с людьми, которые там жили. Я понял, что если кто-то прознает, нас просто начнут бить, давал интервью газетчикам, которые писали, мол, какие интеллигентные люди, хоть практически из столицы, но интеллигентные. Они же не знали, что мы из соседнего села приехали.
Так вот, у нас был целый грузовик только реквизита: когда мы, допустим, исполняем одну-две песни, то они творят на сцене шоу какое-то, потом меняемся. Более двух часов это действие должно было длиться; мы учились сражаться на саблях, танцевать брейк; переодевание буквально после каждой песни, с неба летели деньги, стрельба из настоящего газового пистолета... Даже спели одну песню Вени Д'ркина «На Ивана Купала» в кромешной темноте, вся сцена была уставлена свечами, при условии, что нам ассистировало два или три человека. И сделали мы это вообще без денег, потому что всё было израсходовано вокалистом «Пост Фактора», мы еле поймали машину, чтобы довести необходимое. Вспомнил ещё, был огромный пень, на котором должны были рубить голову, специально ради одного концерта соорудили подставку под барабаны в виде помоста, всё своими руками. На этом всё и кончилось, так как деньги были потрачены, а наш несчастный спонсор стоял с такими глазами (кстати, проходки и то были все розданы, и его тёща и жена пошли за деньги) и вместо лазерных эффектов дергал вверх/вниз рубильник — периодически на сцене не было ничего видно, и мы сильно лажали.
Это вкратце, на самом деле можно рассказывать длинную детективную историю. Но откуда только ты об этом узнал, нигде не писалось вроде бы.
— Работа такая. А не было идей продолжить начатое?
— Да людей нет у меня. Я не могу басиста найти. В принципе даже средств не так уж и много требуется, дело даже не в них, а в людях. У нас состав на данный момент — три человека, не можем его расширить; музыкантов много, но играть никто не желает.
— Есть ли в планах снять видеоряд на одну из песен? На какую из композиций хотелось бы в первую очередь? Почему?
— Да снято уже много было. Думаю, что скоро получится сделать такой диск в MPEG или DVD, который будет заключать в себе подборку с концертов.
Попытка фильма была с бюджетом в 50 копеек: была хорошая камера и пара хороших приятелей. Ведь сделали какой-то фильм, с титрами даже (титры печатались на бумажке и прикладывались к стенке сарая), под названием «Совсем не то»; это было восемь лет назад. Если немного отрихтовать, то выпустить можно. Надеюсь, что это всё где-нибудь через полгодика свет увидит, очень хочется. Продавать потом сами будем на концертах.
— А «Castle Rock» не сможет принять в этом участия?
— Даже не знаю, им это вообще интересно? В магазин «Фаршмаг» (бывший «Караван») принципиально ничего отдавать не буду. Просто мы когда-то хотели повесить объявление там (толи о предстоящем концерте, толи о поисках музыканта), вышел дядечка, у которого мы спросили, где можно повесить, на что он просто нас погнал, доступно объяснив, что нам, дескать, козлам, здесь вообще ничего нельзя. Мы вроде бы люди интеллигентные, а тут так. Подумали да решили, пускай идут себе... далеко.
Хотя, в «Castle Rock» можно будет попробовать обратиться.
— Со многими питерскими музыкантами поддерживаете дружеские отношения? Кто наиболее значим для Вас?
— Коллектив «Ч.Ч.», с ними чаще всего видимся, дружим семьями.
— А с Чернецким?
— Редко видимся. Саша ведь очень занятой человек. Обычно встречаемся на каких-то концертах. Хотелось бы почаще видеться. С «Бубенцами» общаемся.
Вдруг кого-нибудь забуду, лучше не буду говорить, а то обидятся.
— Можете ли назвать свою жизнь сумасшедшей? И вообще, какой нужен ритм, чтобы чувствовать себя комфортно?
— Жизнь скорее всего сумасшедшая. А определённого ритма для полного комфорта не было никогда, надеюсь, что когда-нибудь постигну его.
— Какое впечатление последнего времени можете назвать наиболее ярким?
— Последнее, которое свалилось просто, — меня сейчас выгоняют из дома пинками вместе с женой и сыном, и нам негде жить. У меня абсолютно забита этим голова, поэтому сегодня немного заторможенный.
Недавно было хорошее — я и Ирина наконец-то поженились, обвенчаны были довольно давно, а теперь решились. Это случилось месяц назад. Рассудили, раз получается такой кошмар, а вдруг там пожар будет, а мы уже уедем все вместе. Во всём нужно искать положительное.
— Без долгих размышлений. Три самые раздражающие Вас вещи на планете.
— Скинхеды, тупые начальники и очень-очень глупые тусовщики.
— Может ли стандартизация (различные форматы, разнообразнейшие определения стилей/направлений) применяться по отношению к музыке?
— Это всё равно, что стандартизация лица человека, его сердца, цвета глаз, его мыслей. Можно стандартизировать всё, да, конечно, если постараться. Это, наверное, четвёртая вещь, которая раздражает — абсолютно тупейший бред, что называется форматом, пропагандируемый «Нашим Радио». Всё очень-очень глупо.
— Семинар по философии. В.С.Высоцкий говорил следующее: «...Зачем мне быть душою общества, когда души в нём вовсе нет!». Согласны с подобными строками?
— В обществе да нет, конечно, души. Что такое общество? Вот мы вышли на улицу, встретили десять человек, которые вот так просто независимо, праздно двигаются. Мы встретили маленькую девочку, алкаша, гопника, блаженного чистейшего человека... Какая речь о душе в этом обществе может идти? Она есть в отдельно взятом элементе, и то не всегда к сожалению. Порою кажется, что она присутствует, а на самом деле — внутри вакуум.
— В одном интервью на вопрос «ваши планы на будущее?» Вы ответили, что в ближайшие музыкальные входит замена первой струны, а в глобальные — заварить чай и выйти перекурить в коридор. Вы действительно оптимист по жизни?
— Конечно, оптимист, я очень весёлый человек на самом деле. Ты хотел спросить меня о планах на будущее? В них входит вот сейчас поехать на концерт и, несмотря ни на что, отыграть его хорошо. Глобальность того или иного поступка, понимаешь ведь, относительна. Например, плюнуть из окошка.
— И открыть какой-нибудь новый закон физики. Плюнул, посмотрел, опля, что-то новое увидел.
— Или услышал. Что-то новое скорее услышал от человека, в которого ты попал. А источником , да я и не знаю. Оля, флейтистка, вчера сказала (у неё тоже всякие неприятности), что жизнь прекрасна и удивительна. Источником? Если серьёзно, может быть, та же самая музыка, которая постоянно где-то здесь, под сердцем живёт, не даёт спокойно спать. Она же является источником и депрессий и оптимизма, в общем, первоисточником всего.
— А какой бы могли дать совет людям, чтобы те могли также держаться с оптимизмом по жизни?
— Только анекдот старый вспоминается, больше ничего.
— Который Чернецкий любит частенько рассказывать? Про петлю, сигаретный бычок, рюмку водку и налаживающуюся жизнь?
— Да-да, именно. Можешь его повторить. Это даже уже не анекдот, притча из той же серии как «- Доктор, я буду жить? — А смысл?», но это грустная притча, а первая — оптимистичная. Я бы даже попросил её в конце процитировать. Она для оптимистов, которые, может быть, немного устали от жизни. Помогает.
— Пожелания читателям.
— Здоровья. Хочется сейчас пожелать почему-то именно здоровья. Никогда не желал читателям этого, даже слушателям на концерте. Вот.
Притча-анекдот
Жизнь молодого человека пошла под откос: с работы уволили, девушка ушла, квартиру ограбили... Решил повеситься. Приладил петлю, взобрался на табурет. Вдруг случайно слева увидел на шкафу давным-давно оставленную про запас рюмку водки. Что ж, последнее желание — закон. Спустился, достал её, выпил и обратно в петлю. Тут, повернувшись направо, на полке увидел, чёрт знает, с каких времён забычкованный хабарик. Ну, не пропадать же добру. Освободился от верёвки, открыл окно, сел на подоконник и закурил — блин, а жизнь-то налаживается.
А вот так звучит эта история из уст самого Чернецкого :)
Беседовал независимый
рок-эксперт-самоучка
Егоров «Гера» Михаил 17 ноября 2006 г.
Фотоматериал позаимствован с официального сайта группы «Одинокий Лётчик»: www.lonelypilot.narod.ru
С удовольствием размещаем ссылку на страницу газеты «Марата 27» (СПбГИЭУ), посвящённую музыке. Там вы можете найти другие интересные интервью Геры с такими группами, как «Разные люди», «Электрические партизаны», «AveNue» и др.
Сравнительно недавно состав группы вновь претерпел изменения. И уже в этом новом качестве Виктор сотоварищи успели сделать не так уж мало для всего нескольких месяцев репетиций — записали демо (которое, впрочем, решили позже обозначить, как полноценный альбом), почти подготовили большую новую программу, сыграли несколько очень разных по характеру концертов. Так что поводов для разговора о текущих делах «Одинокого летчика» оказалось несколько. И вот мы с Виктором сидим и беседуем на кухне старой питерской коммуналки на Английском проспекте.
— Состав твоей группы менялся уже много раз.
— Больше сорока человек перебывало...
— Когда в очередной раз собирается новый состав, веришь ли ты, что это надолго? Или уже на это не рассчитываешь?
— Надеюсь, всегда надеюсь. Но вот так уютно и комфортно, как сейчас, я себя никогда не чувствовал. И это самый идеальнейший состав из всех, что были.
— И кто сейчас с тобой играет?
— Ну, это старый боец Игорь Ковтунов, который очень много лет играл в «Одиноком летчике» на гитаре. Но вот он переквалифицировался, стал мандолинистом. И Оленька Волкова, солнышко ясное, которая может сделать так, что самая неудачная песня расцветет буйным цветом просто. Она играет на флейте. Ну и я пою, на гитаре играю. Мы втроем. И сейчас поются песни Программа была какая-то стандартная в течение нескольких лет, а сейчас такие песни выплыли, которые не исполнялись никогда на концертах, плюс какие-то новые пошли. Мне самому это очень интересно.
— А Алексей не работает с вами?
— Пока не знаю. Он хочет играть немножко другую музыку сейчас.
— Какую?
— Электричество, как мы играли много лет назад. А я не вижу смысла сейчас этим заниматься, я так не чувствую, не думаю. Тем более что практически негде это играть...
— Почему ты решил не переписывать заново ту программу, которая легла в основу вашей недавней демо-записи?
— Потому, что она получила какое-то несанкционированное распространение. И когда ее уже какое-то количество людей услышало, переписывать заново эти же песни и говорить: «Вот, мы тут новый альбом записали!», — смысла нет. Вот сейчас ее доработали, более красивый звук сделали. Так она и будет распространяться. Сделаем обложку только. У нас и другие песни есть, мы их собираемся записывать. У нас песен много (улыбается).
— Вы некоторое время уже играете этим составом. Какое музыкальное событие из тех, в которых вы принимали участие, было, на твой взгляд, самым значительным?
— Ну, с Игорем мы пока сыграли только один концерт. А из тех, что с Ольгой, самый яркий по ощущениям — концерт в Конаково. Я просматривал позавчера видеозапись...
— Ты сказал, что вы собираетесь записывать еще какие-то песни. Будете это делать втроем?
— Может, подключится еще один человек очень хороший — Эдик Новосельцев . Мы с ним предварительно переговорили, и если все сойдется, масть ляжет, — мы это сделаем вчетвером. Но Эдик не имеет отношения к группе, просто нам интересно попробовать вместе что-то сделать. И опять же общение...
— Кто сейчас в группе занимается аранжировками?
— Да все понемножку. Трудно сказать, кто больше.
— А в техническом плане большая разница между этим составом и предыдущими, харьковским, например? Способ работы над песнями отличается?
— Кардинальным образом. Все очень легко как-то получается, само по себе. Раньше было оттачивание каждой нотки. А сейчас эти нотки, прямо такие отточенные, периодически просто сами падают на гриф. И пока это состояние есть, хочется делать, делать, работать.
— А старый материал вы существенно переделываете?
— Из старого материала мы играем очень мало. Ничего в корне пока не меняли. Наверно, мы исполняем те вещи, которые не были так серьезно сделаны. Хотя с каждым концертом, с каждой репетицией что-то добавляется... Оставляем в песнях какие-то места для импровизаций, чтобы было интереснее играть и интереснее слушать.
— Ты раньше говорил о других своих проектах, помимо группы «Одинокий летчик». Сейчас это все отошло на второй план?
— Одна песенка проекта «ААА» уже играется на концертах, скоро будет еще одна.
— Проект «ААА» — это что?
— Состояние души, которое у нас было десять лет назад. Изначально это делалось совместно с гитаристом «Пасхального шествия» Флэнджером, потом еще с разными людьми... В основе лежал поток сознания. Берешь гитару или не берешь гитару, включаешь магнитофон, и что-то начинает рождаться. Причем рождается так много, что километры пленки проходят. Потом из всего этого выбираются какие-то сливки. Это интересно делать и иногда даже интересно слушать. Ну, а еще мы записали альбом больше года назад с Кузьмой и с Эдиком Новосельцевым. Я все думаю его довести до ума, выбросить все лишнее...
— То есть даже названия у проекта нет?
— Нет никакого названия пока. Я тут узнал, что на сайте Кузьмы выложена песня «Пошел в разведку как-то в мае», которую мы записывали у меня дома. Он играл на басу, а я на гитаре.
— Я так понимаю, что твой нынешний состав сложился прежде всего на основе человеческих отношений. А в плане именно набора инструментов тебе бы хотелось еще чего-то для твоей музыки?
— Я не понимаю, допустим, что бы сейчас у нас делали барабаны. Да и не вижу человека, который мог бы к нам вписаться. Песни, которые сделаны уже сейчас группой, как раз представлены в таком виде, как нужно. Может быть, на записи...
— Тексты у тебя занимают довольно много песенного пространства. А как ты относишься к публикации своих текстов отдельно от музыки?
— Я даже не знаю, тексты разные бывают. Мне кажется, что с музыкой это лучше. Но вот сейчас на нашем сайте www.lonelypilot.narod.ru будет очень много текстов. Там сборник, так и не вышедший в Нижнем Новгороде в 1998-м году, под названием «Записки одинокого летчика», — в нем тексты песен, штук пятьдесят где-то, начиная с 1987-го года. Так что ничего плохого не вижу в публикации текстов. Некоторые ведь изначально были написаны, как стихотворения, а музыка появилась гораздо позже. Были публикации... Была книжечка в Харькове издана абсолютно без моего ведома, и там были мои тексты, переписанные с пленки, причем с кучей ошибок. Очень забавно. Некоторые версии мне даже больше понравились, чем оригинальные (смеется). Я даже петь стал по-другому некоторые песни.
— Когда песни обретают новое звучание с новым составом, у тебя не возникает желание что-то подредактировать?
— Иногда меняется «по ходу пьесы» что-то, но это цепь случайностей. Если мне что-то категорически не нравится, я просто не буду это исполнять. А при составлении новой программы мы отбираем песни втроем.
Игорь Лунев, специально для РокмЬюзик.Ру
«На Дне» представляет участников традиционного петербургского рок-марафона — фестиваля «Шведский стол». На вопросы Валерия ШВЕДА отвечает ВИКТОР ДЖАЛИЛОВ — главный персонаж проекта Одинокий Летчик.
Почему вы так называетесь?
— На самом деле, это очень длинная история. Попробую рассказать вкратце. В девяносто третьем году я жил в городе Харькове и работал в рок-салоне «От винта!», находившемся в подвале авиакосмического музея. Грандиозная рок-н-ролльная пьянка, приуроченная к годовщине работы салона, была показана по местному телевидению. Меня нарядили в музейный экспонат — костюм авиатора, а в титрах написали: «Призрак одинокого летчика — Виктор Джалилов». Спустя примерно полгода я решил записать несколько сольников, используя вместо своего имени название несуществующей группы — Одинокий Летчик. Тогда же, во время работы над этими записями, я познакомился с басистом Лешей Хомяковым, и наша группа появилась на свет в первом составе...
— Какую музыку вы играете?
— Если говорить о стиле, то не знаю и знать не хочу. Меньше всего хотелось бы что-то стандартизировать. Надеюсь, что хорошую... Надеюсь, что свою...
— Почему вы играете эту музыку?
— Потому что она мне нравится.
— Ваши учителя?
— Я думаю, что каждый музыкант, которого я слышал, в какой-то мере может называться моим учителем. Хорошим или плохим.
— Ваши любимые коллеги?
— Их очень много. «Пасхальное Шествие» из Харькова, «Тень», «Гетто» и Аня Никогосян из Ставрополья, «Ч.Ч.», «Разные Люди», Костя Рябинов из Питера. Это из музыкантов. Из поэтов — Вадим Волков и Саша Девяткин из Харькова, Рома Ростовцев со Ставрополья, Валера Швед из Питера.
— Что из несказанного вашими предшественниками хотите сказать вы?
— Хочу сказать, что они — мои предшественники. Они обо мне этого сказать не могли.
— Главное для успеха — хорошая музыка или что-то еще?
— Я не совсем понимаю, что в этом вопросе подразумевается под словом «успех». Успех как у БГ или успех, как у группы Стрелки? Если как у БГ, то — хорошая музыка; если как у группы Стрелки — то что-то еще.
— Хотите ли вы зарабатывать музыкой на жизнь и стать профессиональными рок-музыкантами, или у вас есть другие серьезные увлечения?
— Зарабатывать на жизнь можно и по-другому. Если бы я мог жить за счет того, что играю на концертах, у меня было бы больше свободного времени и, наверное, больше песен писалось бы. Но это не цель. И пока мое «увлечение» — продажа батареек на Выборгском рынке. И еще — что-то пугает меня в «профессиональном» рок-заработке. Есть гении, живущие или жившие в нищете. Это не их вина, это не их достоинство. Но творчество таких людей, как Александр Литвинов или Борис Смоляк, перевешивает весь этот «рок-шоу-бизнес»...
— Что для вас на первом плане — тексты или музыка?
— И музыка, и тексты — все на первом плане.
— Ваше мнение по поводу холодной реакции аудитории: «Они ничего не понимают!» или «Значит, нужно что-то другое...»
— В моей жизни было всего два таких «холодных» концерта. Первый — в девяносто втором году, в школе. Деткам хотелось послушать о несчастной любви, а я «муть» всякую пел. Второй — в девяносто девятом, в селе Ивановка Ставропольского края. Колхозная молодежь пришла на дискотеку, а вместо нее — наш концерт... Не знаю, обычно хорошо принимают. Бывает резко отрицательная реакция какой-то части слушателей, я к этому нормально отношусь.
— Нарисуйте портрет вашего идеального слушателя.
— Не могу, я рисую плохо. Вот фоторобот составить можно.
— Где в Петербурге вы хотели бы выступить?
— В клубе «Орландина». Это один из очень немногих клубов, где по-человечески относятся к музыкантам и где хороший звук. Еще я люблю играть на всяческих квартирниках. Если что, зовите.
— Ваши планы на будущее?
— Что касается музыкальных планов, то в ближайшие входит заменить первую струну — вчера на концерте порвал. А если глобально — заварить чай и выйти перекурить в коридоре.
газета «На Дне», сканирование — Скрудж
Лидер группы «Одинокий лётчик» Виктор Джалилов записал сольный альбом. Диск называется «Коровье тесто» и содержит семнадцать треков, среди которых не только песни, но и стихи. Хотя записано все это в домашних условиях на бытовой аппаратуре и небольшим набором выразительных средств (в основном это голоса и акустическая гитара), имеют место и некоторые эксперименты с саундом.
Источник: www.specialradio.ru
|